КВН

PDA-Меню

PDA: Главная
Главный сайт: kvner.ru
Главный сайт: Тотализатор

Лента новостей КВН


КВН уже не тот. Часть 3.


После того, как я привёл свои доводы насчёт падения зрительского интереса к КВН и коммерциализации этой игры, пришло время поговорить о самом спорном и самом интересном, о юморе. Многие сегодня говорят о том, что КВН стал не таким смешным, каким был когда-то, он не так остроумен, не так изобретателен, не так театрален. Что ж, у каждого своя точка зрения, но имеет ли она под собой какие-то основания, кроме собственного вкуса? Давайте рассмотрим.

Начнём с той простой истины, что КВН игра сиюминутная, злободневная и скоропортящаяся, если так можно выразиться. Каждая отдельная игра на экране смотрится тем смешнее, чем ближе она смотрится ко времени, когда была сыграна в зале. Чем больше лет проходит с тех пор, тем игра становится менее интересной, а значит менее смешной. Яркое тому доказательство – это передача «50 виртуальных игр КВН». Лично я больше смеялся над более современными командами. Результаты голосований на официальном сайте КВН говорят о том, что не только мне старые команды кажутся менее смешными. Исключение коснулось только «Уральских пельменей», но эта команда активно принимала участие в различных фестивалях и после 2000 года, единственная из всех, кого в этой передаче записали в «старички». Да и соперника им подобрали малоизвестного широкой публике, ведь «Свердловск» отыграл в Высшей лиге только один сезон. Конечно, можно завести речь о том, что публика у команд разная, те, кому нравятся старые команды, далеки от жизни в Интернете и от голосования соответственно. Голосует преимущественно молодёжь. Однако это только докажет несостоятельность обвинения в падении зрительского интереса, ведь будет означать, что молодёжь КВН смотрит, а также подтвердит, что КВН игра сиюминутная, интересная только современникам. И это ещё я не рассказываю о том, как тяжело бывает отогнать моего отца от YouTube, очень многие взрослые люди сейчас уже вполне нормально владеют Интернетом.

Перейдём к конкретным обвинениям. Не смешно – это кому как. Почему не смешно?
Говорят, юмор стал примитивным. Во-первых, само по себе явление юмора примитивным назвать сложно, юмор доступен только высшим приматам. Во-вторых, под примитивностью часто понимают то, что КВН стал гораздо быстрее. Да, стал быстрее – таково требование времени. Сейчас всё быстрее, даже вода в чайнике закипает быстрее, чем раньше. Но при чём здесь примитив? Если квнщику удаётся описать смешную ситуацию одной короткой фразой, а не тремя предложениями, что же здесь простого?

Многие под примитивностью понимают засилье миниатюр. Во-первых, сейчас с ними активно борются. А во-вторых, юмор по природе своей явление уникальное и настолько разностороннее, что делить его на «низкий» и «высокий» я стану только для удобства и взаимопонимания. Возьмём, к примеру, программу «Сам себе режиссёр». Она наполнена остроумным текстом? Да ни в коем разе! Смешна? Подчас до слёз. Тот же нашумевший клип команды «Южнее некуда» или не менее популярный в Интернете клип «Сердца Сибири», вот ни разу не остроумные, но смешны, говорите что хотите, и оценены соответственно. Остроумие это самое приятное, что есть в КВН, только это не всё, что есть в юморе. Можно, конечно, заявить, что КВН – это зона высокоинтеллектуального текстового юмора и другой ему не нужен. Но помните, КВН всегда был силён разнообразием юмористических стилей, ограничивать его нельзя.

С этим типом юмора, который считается примитивным, вообще всё не так просто. Это даже в некотором смысле не юмор в его современном понимании. Это дотекстовый протоюмор, самый древний пласт категории смешного, родившийся, по всей видимости, ещё у приматов, до того как они научились речи. И юмору этому подвержены абсолютно все, даже Александр Васильевич, Михаил Наумович и Михаил Михайлович. В факте глубины его залегания в нашей подкорке есть плюс и минус. Минус в том, что это слишком просто, примитивно и неинтересно, нет эстетического удовольствия от оценки изворотливости мысли автора. А плюс в том, что контролировать смех от такого рода юмора подчас невозможно, то есть он не устареет уже никогда, это наша природа, подсознание. Можно настроиться на просмотр «Сам себе режиссёр» и на то, что мы не будем смеяться, и не будем смеяться, подавляя смех в зародыше, а зародыш будет в любом случае. Но нельзя не прыснуть со смеху, когда мы увидим ситуацию подобную сюжетам этой передачи в реальности, когда мы к этому не готовы. Это как с горячей кастрюлей на плите, будучи готовыми взять её в руки, вы стерпите жжение и переставите кастрюлю куда надо. Но если вы не готовы к тому, что она горячая, вы сразу отдёрните руки - это инстинкт. Протоюмор это тоже инстинкт. Или возьмём, например, фильмы Чарли Чаплина. Король комедии совершенно не брезговал использовать протоюмор и это считается классикой юмора. Скажете, а что ещё можно было сделать в немом фильме? Ну, так давать текст в табличках, как это и делалось для объяснения ситуации, но почему-то вообще не использовалось для текстовых шуток. В итоге, что плохого, спрашивается, в том, что мы иногда смеёмся инстинктивно, а не по причине хорошей текстовой шутки? Это наша природа, этого не надо стесняться и пытаться избежать каким-то образом.

Звучат также обвинения в том, что современный КВН не такой смешной из-за ограниченности тем. И в самом деле, только ленивый не шутил про отечественный автопром или об украинских путанах. Некоторым это надоедает. Но если кому-то это надоело, это же не значит, что шутки перестали быть смешными. Эти темы актуальны, а значит, востребованы зрителем. Казалось бы, избили уже этот «АвтоВАЗ» донельзя, не понятно как это ещё можно обыграть смешно, но вот появился Бушуев с шуткой, что он на «АвтоВАЗе» ещё не такое ягодицами собирал и тусовка (даже не простой зритель, а тусовка!) порвана. Всё верх, некуда дальше. Проходит два года и вот Сборная Днепропетровска шутит про сердце главного конструктора «АвтоВАЗа» и опять разрыв! Это смешно, даже если кому-то надоело, смешно. И перестанет быть смешно, когда русские сумеют выпустить автомобиль европейского уровня. Алкоголики перестанут быть смешны, когда они исчезнут с улиц. Над путанами перестанут шутить, когда они исчезнут с трасс. Над футболистами перестанут шутить, когда они начнут хорошо и стабильно играть. А над отношениями между мужчиной и женщиной перестанут шутить, когда прекратятся эти отношения. Но что-то мне последнего вовсе не хочется. Так что путаны тоже пусть остаются.

Последний пункт обвинений, который я рассмотрю, это обвинение в том, что номера современных команд менее цельные, интересные и запоминающиеся, потому «старый» КВН и смешнее.

Для начала сразу сделаем ремарку, что многим старые команды кажутся смешнее просто потому, что они любимые. Люди любят УС, УЕ и ДЛШ, они десятки раз пересматривали их номера, с ними связаны приятные воспоминания, поэтому они и вызывают больше чувств, чем команда, которую люди видят впервые. Со временем новички тоже обрастают любовью, но и старички при этом любви не теряют. Таким образом, от одной любимой команды к другой, в КВН и существуют постоянные зрители. А как только по какой-либо причине зритель пропускает сезон, допустим потому что не нашлось в сезоне команды по сердцу, эта связь рушится и может уже никогда не восстановиться. И вот эти самые люди и начинают потом говорить, что КВН уже не торт. А он вполне себе торт, просто фабрика сменила их любимые сорта на более современные. Ничего страшного ведь не произошло, трава так же зелена, а небо такое же синее, просто календарь на стенке сменился.

При этом важно не забывать, что под старым КВН чаще всего подразумевается именно «золотой век», где-то с 1996 по 2004. А между тем КВН гораздо старше. Почему в пример небожителей КВН не приводятся команды 60-х и 80-х? Если логика «чем старше, тем лучше» истинна, то должно быть так. Но это не так. Даже самых титулованных восьмидесятников, ОГУ, сейчас почти никто не ставит в ряд с УС, УЕ, Пятигорском и т.п. Самая старая команда в классическом ряду сейчас – это ДЛШ. Лет через десять и они уйдут из этого ряда, начинать его будет УС, а заканчивать ФД или СКК. А в серединке будет «Максимум», смешные миниатюрщики, представители классического жанра, по которому на тот момент, вполне возможно, все будут скучать.

На самом деле, все обвинения в адрес нового КВН можно отчасти объяснить любовью к старому. Старые номера кажутся более запоминающиеся, просто потому, что их пересматривают много раз. На любви можно бы и остановиться, но я не ищу лёгких путей. Я осмелюсь утверждать, что современный КВН рождает больше смеха на единицу времени, чем старый. И вот почему. В современном КВН гораздо больше команд. Чтобы эти команды показать, нужно больше времени, а его нет. Соответственно время выступления каждой команды сокращается и чтобы победить команда вынуждена вставлять как можно больше шуток, при этом убирая «воду»: лирику, песни, долгие подводки и прочее. В итоге это сказалось на театральной составляющей КВН, номера стали не такими цельными. Но такова тенденция времени. Очень театральные, поющие и цельные ДГУ сегодня не дошли бы не то что до Премьерки, но даже и до финала какой-либо Центральной лиги. Не нужно этого зрителю сегодня. И самому КВН тоже не нужно, ведь если КВН не будет веселить хотя бы 3 минуты подряд, то зритель тут же нажмёт на пульте другую кнопку и посмотрит «Наша Russia».
Для наглядности возьмём конкретный пример, сравним два СТЭМа: Экзамен на кафедре штанги («Уральские пельмени», 2000 г.) и Мама и дочь (Сборная Краснодарского края «БАК + Соучастники», 2009 г.). Номера выбраны случайно, в процессе спора на одном из форумов. Сравним по количеству шуток. При этом качество шуток не обсуждается, это вопрос спорный, берём только количество.

«Уральские пельмени». Экзамен на кафедре штанги. 8 мин. 27 сек.
1) Кафедра штанги 8 лет подряд.
2) Может, вы не знаете правил, специфики. Можно отвечать уже.
3) Попробуйте покопаться в районе Делчева. Ничего нету? Ничего, да...
4) Давайте я вам дам некий алгоритм… Не надо, не запоминайте этого слова.
5) - Кто первым выполнил крюк Джабарова? - Делчев.
6) - Космонавт №1? – Ну, Делчев.
7) - Бел-ка. - Дел-чев.
8) Кроме Делчева, других собачек не было что ли?
9) - Муж Надежды Константиновны Крупской, ну кто он, кто, кто, кто?! - Ну, Крупский.
10) Не надо, не запоминайте этого слова. А то запомните и вся память занята.
11) - Русский химик Менделеев, который изобрёл таблицу Менделеева и назвал её своим именем Менделеева? - Ну, у меня два варианта: Крупский и Делчев. - Исправьтесь. - Просто Делчев.

Вот у нас и все текстовые шутки, остальное – актёрская игра. Понятных вне контекста номера шуток тут три, причём две из них дублируются, это шутки 1, 4 и 10. А если вырвать из контекста шутки с 5 по 8, то вообще не понятно, почему надо смеяться. Шутки 9 и 11 где-то между этим, вроде бы и так можно понять, в чём соль, но лучше звучит в контексте. Как мне кажется текстовый юмор – это юмор, который можно читать по бумажке и смеяться. Если вы не знаете этого номера и прочитаете шутку 3, вы не будете смеяться.

Теперь второй номер.
СКК. Мать и дочь. 4 мин. 26 сек.
1) Что ты врёшь? Мать все клубы обошла, у матери от самбуки до сих пор голова болит. Не было тебя там.
2) Что ты врёшь? Мать все драки обошла.
3) Что ты врёшь? Мать все сауны обошла, мать 17 килограмм сбросила, не было тебя там.
4) Что ты врёшь? Мать всех ИХ обошла. Мать всех их обошла, когда тебя ещё не было.
5) Мать для тебя всё сделала, отца выгнала, врача вызвала, в суде ложные показания дала.
6) Что толку от твоего фитнеса, если ты турникет в метро перепрыгнуть не можешь.
7) - Ма, а соседи говорят, что ты сидела в тюрьме. - Да что они понимают, волки позорные.
8) Ты как с матерью разговариваешь, мать тебе в отцы годится.
9) Маму интуиция только один раз в жизни подвела, и вот она – ты.
10) Запомни дочка, прежде всего ты человек, а потом уже невысокого качества.
11) Отчим ей не нравится. Дядя Серёжа у нас в ванной хотя бы золотую цепочку забыл. А от твоего Вовки какой толк?
12) Конечно, мать у тебя глупая, мать у тебя дура, только почему-то мать на всех фотографиях в центре.
13) - Зачем тебе деньги? Мать тебе шубу купила? - Нет. - Сапоги купила? - Нет. - Что ты ещё от меня хочешь?!
14) Может и длинноногие, но одноногие.
15) - Через год ты поправишься. - Что?! - Не с того начала. Через месяц ты заболеешь, а вот через год ты поправишься.
16) - Счёт у неё за телефон 1500 рублей! Не может она до соседнего подъезда пешком дойти. В 1799 г. Суворов через Альпы перешёл. - Мать, это ты к чему? - Это я к тому, что не может простой учитель истории позволить себе 1500 рублей за телефон.
17) - Отец придёт, он с тобой поговорит. - Мам, так он же 10 лет назад от нас ушёл. - Ну так он на 10 лет и уходил.
18) - Ма, а что за мужик к нам вчера приходил? - Телемастер. - Ма, но ведь у нас нет телека. - Не вижу логики.
19) - Да какой фитнес в 3 часа ночи?! - Ма, ты не понимаешь, федеральная программа по оздоровлению нации работает круглосуточно.

Опять же не говорю о качестве, каждому своё. И даже уже не буду рассматривать, какие шутки понятны лишь в контексте, а какие нет. Одно то, что в номере, который практически вполовину короче, на 8 шуток больше, уже о многом говорит. Юмора меньше не стало, его, может быть, даже стало больше. А то, что кому-то разонравилась телепередача КВН, так это ещё не значит, что КВН стал хуже.

Так кто же эти бывшие зрители такие, что считают своё личное мнение истиной в последней инстанции? Если им лично что-то не нравится, это не значит, что это плохо, ну неужели нельзя понять такую простую вещь? Кому-то нравятся старые "Звёздные воины", а кому-то новые. У каждого есть право на мнение. Но помните, и старую, и новую трилогию делал Лукас и это та же самая вселенная. Каждый может сколько угодно говорить, что старый КВН лучше нового, вот только не надо говорить, что он умирает, потому что это не так. КВН не умрёт до тех пор, пока в него играют люди, для которых КВН – это жизнь. Люди, которые репетируют по ночам, которые играют за свой счёт, которые ездят за тридевять земель, чтобы проиграть в восьмушке лиги «Полесье», а на следующий год вновь рвануть в Сочи и попасть в лигу «Старт». А ведь их этому никто не учил, никто не заставляет этого делать, и никто не гарантирует золотые горы. КВН – это давно уже не просто телепередача, это субкультура. Телепередачу можно закрыть по какой-либо причине, но субкультуру это ни в коем случае не уничтожит, а значит, найдутся люди, которые когда-нибудь вновь выпустят передачу на экраны, чай не в первый раз.

Так что в итоге? КВН уже не тот? Конечно, не тот! И это замечательно!

Выражаю большую благодарность пользователю различных сайтов mig29 за интересные беседы. Без них этой статьи, возможно, и не было бы.

С уважением, Джон-Мщу-За-Всеххх.

Copyright © 2008-2013 Клуб любителей КВН "Скворечник". Мнение редакции может не совпадать с опубликованными материалами. При цитировании ссылка обязательна.

Наши контакты

Телефоны: (499) 973-49-90, (495) 684-28-75. E-mail: kvner@kvner.ru
Адрес: Москва, 2-ой Вышеславцев переулок, д.17, стр. 2 (заезд со стороны Новосущевского переулка, д.6, ДК МИИТа)