КВН

PDA-Меню

PDA: Главная
Главный сайт: kvner.ru
Главный сайт: Тотализатор

Лента новостей КВН


Интервью Артура Джанибекяна газете Коммерсантъ!


— Отличный показатель!
— Для нас отличным показателем были бы 15%, но, к сожалению, добиться этого очень сложно. Мы приверженцы "белого" бизнеса не потому, что любим платить налоги, а потому что это единственная правильная дорога к тому, чтобы зарабатывать большие деньги и быть уверенным, что права будут защищены. Мы работаем с интеллектуальной собственностью, поэтому вопрос авторских и смежных прав для нас очень актуален. Нам важно предлагать контрагентам "чистый" продукт с сильным юридическим фундаментом.

— Почему головная компания Камеди Клаб Продакшн зарегистрирована в Сингапуре?
Учитывая специфику бизнеса, а это создание объектов интеллектуальной собственности, важным моментом при выборе юрисдикции было законодательство по защите авторских и смежных прав. Законодательство Сингапура в области общего, гражданского права основано на законодательстве Англии. Последнее основано на прецедентном праве, что делает его досконально предусматривающим всевозможные ситуации. Оно считается самым прогрессивным в части законодательства по защите прав на интеллектуальную собственность, так как Англия первой в мире приняла закон об авторском праве — "Статут королевы Анны" в 1710 году.

— Вы основной совладелец бизнеса?
— Да, я являюсь основным владельцем, небольшая доля принадлежит Гарику Мартиросяну.

— Кризис на финансы ККП тоже повлиял?
— Выручка в 2009 году осталась на уровне 2008-го. Мы планировали рост, но его не было. Пойдя навстречу нашему основному партнеру, телеканалу ТНТ, мы снизили закупочные цены на контент ровно на столько, на сколько просел телевизионный рекламный рынок. Если бы не это, то выручка ККП в прошлом году могла составить $70-80 млн. Можно говорить о недополученной выручке. Но кризис есть кризис, мы с пониманием к этому отнеслись.

— Какова доля производства и продаж телепрограмм в общей выручке?
— Это 85%. Важно, что все наши телевизионные бренды — Камеди Клаб, Наша Раша, Камеди Вумен, Смех без правил, Убойная лига, Убойный вечер, 2Антона, Шоу News— интеллектуальная собственность, которая формирует библиотечную стоимость контента, принадлежащего ККП. Почти весь контент продается телеканалу ТНТ. Отчасти в этом, конечно, есть минус, получается, что мы зависим от одного телеканала. С другой стороны, у нас с ними абсолютно партнерское понимание процесса — это безусловный плюс.

Оставшиеся 15% выручки — это клубная и концертная деятельность (на нее приходится примерно 5%), а также непрофильная деятельность, например, продажи DVD, книг или лицензий на использование бренда Камеди. Сюда же можно отнести деятельность по организации участия наших артистов в рекламных кампаниях различных брендов: Михаил Галустян для Chocopie, Сергей Светлаков для "Русского картофеля" и "Цвета диванов", Павел Воля для "Хрусteam", Александр Незлобин для сухариков "3 корочки", Гарик Харламов для Oriflame. Тут сразу оговорюсь, резиденты — это не порабощенные люди. Большая часть денег от рекламных контрактов идет им. ККП выступает тут как агент и зарабатывает лишь небольшие деньги.

Концертная деятельность в 2009 году, кстати, была не лучшей. Мы ожидали, что активная, живая публика не будет экономить. Увы, особенно осенью спад концертной деятельности происходил по всему рынку и, в частности, по нашим проектам. И для Камеди Клаб, и для проекта Наша Раша, и для Убойной лиги, и Камеди Вумен концертный график заполнялся достаточно проблематично. Чтобы было понятно: чистая прибыль от всех концертов в 2009-м была не больше $500 тыс.

— Про ККп писали, что поначалу ТНТ вообще не платил вам за то, что ставил выпуски Камеди Клаб в эфир. Это соответствует действительности?

— Неправда. ТНТ покупает у нас телевизионный продукт с марта 2005 года, когда в эфир вышел первый выпуск Камеди Клаб. Другое дело, что тогда деньги были небольшие. Просто потому, что сам рынок был очень маленький. Тогда не было ни одной программы, похожей на Камеди Клаб. А нам очень были нужны деньги. Но уже в 2006-2007 годах цены на контент ККП выросли в геометрической прогрессии.

— Как рассчитывается стоимость контента? Она увязана с рейтингами программ, которые дает измеритель российской телеаудитории компания TNS Russia?

— Изначально рассчитывается себестоимость контента: во сколько нам обходится съемочно-постановочный процесс и само творчество. Тут надо помнить про тех, кто пишет сценарии, разрабатывает образы, а также про актеров. Закладывается маржинальность в зависимости от рыночной оценки, на которую как раз влияют данные TNS. С одной стороны, маржинальность должна быть немаленькой, чтобы компания могла дальше развиваться, с другой — мы прекрасно понимаем, что есть продюсерские компании, которые в состоянии произвести похожий продукт. Но как я уже сказал, мы работаем только с ТНТ, канал относится к нам особенным образом, не как к обычному поставщику. Мы ведем переговоры о целом пакете программ. Многие продюсеры и телеканалы неоднократно советовали нам диверсифицировать бизнес, не складывать яйца в одну корзину, но я считаю, что мы поступили абсолютно правильно.

— Наверняка другие телеканалы пытались переманить вас с ТНТ?
— Соблазны всегда были. Но у нас такие контрактные взаимоотношения с ТНТ, что даже если они нас обидят и мы решим куда-то переходить или что-то делать самостоятельно, то на протяжении полутора-двух лет точно будем бездействовать в силу юридических обстоятельств. Пока об этом даже не приходится думать, потому что, мне кажется, ТНТ — самый динамично развивающийся канал на рынке развлекательного ТВ, они всегда хотят больше, чем мы можем производить.

— Сколько надо перелопатить сценариев, обсудить идей, удачных реприз, чтобы нашлись те, что можно использовать в программе?
— На самом деле отбор очень жесткий. Из 12-14 пилотных программ, которые мы ежегодно записываем для того, чтобы презентовать сначала нашим коллегам из ТНТ, а потом уже другим участникам рынка, жизнеспособными оказываются лишь 3-4. В лучшем случае. При этом нам, естественно, приходится тратить деньги на запись этих пилотов, покупку творческих наработок, которые лягут в основу программы. Но если у тебя растет звезда, ты должен постоянно снабжать ее новым контентом и предложениями, чтобы не потерять. Мы не только должны финансово обеспечивать звезду, но и предлагать историю творческого роста.

— Где вы ищете новых генераторов контента?
— Есть региональные подразделения ККП. Официальные филиалы сейчас открыты в Воронеже, Санкт-Петербурге, Казани, Киеве. Есть также представительства в других городах, которые работают по лицензии: Белгород, Курск, Самара, Нижний Новгород, Владивосток. В ближайшее время к ним присоединятся Челябинск, Обнинск и Кишинев. Они автоматически являются неким идейным трубопроводом для нас. У местных молодых талантов есть возможность стать участниками "главного" Камеди Клаб, работать с лучшими столичными продюсерами.

Должен сказать здесь про один важный аспект. Мы не в Америке, наше законодательство целиком на стороне авторов и творцов и никак не защищает права продюсеров. Это кардинально мешает развитию рынка, который должен быть заточен исключительно под продюсеров. Если ты нашел человека, если ты вложил в него свои деньги, то на какое-то длительное время, вне зависимости от КЗОТа, от других правовых норм этот человек должен быть зависим от тебя. Только тогда интересно вкладывать деньги. Сейчас у продюсера есть лишь возможность покупать образы человека, сказанные им слова, то есть смежные права. В результате библиотечная стоимость контента у нас сегодня сопоставима с Европой и Америкой. Но сам человек в любой момент от тебя может уйти, и вся ценность закрепленных за тобой прав оказывается нулевой.

— Договор, где зафиксированы обязательства сторон, например, работа с конкретным продюсером в течение такого-то количества лет, тут не поможет?
— Ты проиграешь в первой же судебной инстанции. Выход тут только один — надо "кормить" артистов, авторов, давать им больше творчества, больше концертов, больше денег от передач. Когда человек зависит от тебя материально, он уже вряд ли уйдет. Бизнес продюсерского центра безопасен только в том случае, когда в его стратегии нет зависимости от звезды. Моя задача — построить незыблемый бренд Камеди Клаб Продакшн, который никогда и никуда не исчезнет. К нам может прийти любой продюсер, у которого есть хорошие идеи и возможности производить конкурентоспособные проекты. А ККП, в свою очередь, использует финансовые возможности, юридические службы и опыт ведения переговоров с каналами, чтобы этот проект вышел в эфир. При этом мы будем с этим продюсером в доле. Всем важно, чтобы на аудиторском заключении стояла печать известной и уважаемой компании. Точно так же если на телепроекте стоит печать Камеди Клаб Продакшн, он воспринимается как профессиональный и качественный продукт. Как раз в этом заключается наша стратегия: если ты придумал что-то наподобие Google или Apple или ты талантлив, как Pixar, приходи к нам. Развлекательное телевидение в России — максимально либеральное действие.

— Много к вам приходит таких продюсеров?
— В месяц случается минимум 15-20 серьезных предложений. По статистике, в течение года заключаются контракты примерно по пяти проектам.

— Правильно ли я понял, что вы вообще не можете запретить своим артистам появляться на другом канале?
— Понимаете, наша позиция относительно "походов" на другие каналы обусловлена исключительно бизнесом — это не какие-то амбиции или прихоть. Зритель своим телепультом ищет конкретного человека на конкретном канале. В отечественном телевизионном пространстве по сути существует около десяти основных телеканалов, и переход людей с одного на другой, безусловно, влияет на их бизнес. Как правило, артисты считаются с моим мнением, потому как участие в том или ином проекте во многом зависит от желания Камеди Клаб Продакшн работать с конкретным артистом.

— Как устроен гастрольный бизнес, так называемые чесы?
— Гастроли — это очень сложный по организации и юридическому сопровождению процесс. Благо что у Камеди Клаб Продакшн на концертную деятельность приходится не больше 5% выручки. Гастроли нужны не столько компании, сколько отдельно взятому артисту. Часто люди снимаются в проектах почти бесплатно, хотя съемочный процесс реально трудный — ребята работают по несколько суток. Поэтому тут два варианта: либо надо платить им мегаденьги, и тогда сильно растет себестоимость контентной составляющей, либо помогать с концертами. Отдаю им, условно, 25 выступлений, то есть позволяю провести их под нашим брендом. Строго говоря, мы сами даже не организовываем эти концерты, есть подрядчики.

— Наверняка многие компании хотели бы использовать ваш бренд в коммерческих целях? За лицензиями обращаются?
— Наша стратегия — это продажа контента. Зарабатывание на чем-либо другом, безусловно, будет очень вторично. Хотя и в этой области у нас существуют определенные успехи. Например, промышленная компания "Лидер" выпускает слабоалкогольные коктейли и энергетик "Цунами" под брендом Камеди Клаб. "Академия Холдинг" производит тетради, сумки, рюкзаки, школьные принадлежности.

Получила огласку судебная тяжба с производителем водки Камеди Стаил...
— Первое судебное заседание по водке состоялось в ноябре 2008 года, на сегодня существует судебный акт в пользу Камеди Клаб Продакшн, финансовые требования уже удовлетворены полностью. Ответчиками являлись заказчик производства ООО "Эсполон" и торговая сеть Auchan, которая реализовывала эту водку.

— Говорят, что вы тщательно отслеживаете все факты использования ваших товарных знаков...
— В Камеди Клаб Продакшн создан специальный отдел. Его сотрудники ежедневно мониторят интернет, отслеживают нарушения в регионах при помощи наших местных офисов. Не все дела доходят до суда. Примером может служить снятие с продаж водки Камеди Стаил в "Рамсторах" и Metro после направленной в их адрес претензии с просьбой прекратить нарушение прав. Какое-то время назад очень сильно боролись против производства маек.

— Приведете пример самого прибыльного для вас сотрудничества с лицензиатом?
— Недавно мы договорились с группой компаний "Ташир" о создании сети из 50 и более кофеен под брендом Камеди Кафе. Мы получаем роялти, определяемые как процент от оборота кафе. Первое кафе уже работает в торговом центре "Рио" на Дмитровском шоссе в Москве, там ежедневно проводятся тематические вечеринки, есть кастинг "открытый микрофон". Еще три кафе открылись в Белгороде, Калуге и Реутове.

— С момента выхода на телеэкраны первого шоу до появления первого кинофильма Камеди Клаб Продакшн прошло почти три года...
— Мы называем это "маленькое IPO". Кино для нас не является профильной деятельностью. Просто у Камеди Клаб Продакшн есть такие возможности, и большое количество продюсеров очень хотят сотрудничать с нами — использовать в фильмах наших артистов или какие-то образы. Например, были продюсеры, которые вместе с Артаком Гаспаряном и Гариком Харламовым, не привлекая Камеди Клаб Продакшн, начали создавать фильм. Когда мы поняли, что эта картина в любом случае связана с имиджем Камеди Клаб, решили, что лучше реализовать уже отснятый материал с учетом наших возможностей и возможностей телеканала ТНТ. Получился "Самый лучший фильм", собравший $16,48 млн в СНГ за первый уикенд. До нас таких цифр не достигал даже близко ни один российский фильм.

— Первый уикенд — да, но прокат в целом ведь прошел не очень удачно?
— Если говорить о комедиях, 65% падения сборов после первого уикенда — это нормально. У нас получилось 75% — это правда. Мне кажется, фильм мог бы быть чуть лучше по творческой составляющей. Как зритель могу сказать одно: многое в "Самом лучшем фильме-1" было действительно смешно. Какие-то ошибки мы увидели за месяц до начала проката фильма, но не успели никак сгладить: технологический процесс, который требует, чтобы, например, в определенное время печатались копии, заставил идти на поводу у коммерческих интересов и не откладывать фильм дальше. Мы до сих пор не являемся абсолютными профессионалами в области кино. Но я бы обратил ваше внимание на то, что в целом в области российского комедийного жанра мы сделали серьезные шаги.

— Права на второй и третий фильмы вы продали сразу после успешного проката "Самого лучшего фильма". Не жалеете об этом?
— Права на второй и третий фильм продали Monumental Pictures. Сейчас уже приступаем к съемкам "Самого лучшего фильма-3", который, предполагаем, выйдет 20 января следующего года. Этот временной слот — 20-23 января — уже является нашим местом в календаре. Так получилось, что мы всегда в это время выпускаем фильмы. И вряд ли перестанем это делать.

— Первый "Самый лучший фильм" собрал в прокате, по данным "Кинобизнеса сегодня", $27,9 млн, второй — только $12,8 млн. Почему он не смог повторить успеха первой картины?
— Не забывайте, что период, когда вышел фильм (январь—февраль 2009 года), был самым проблематичным с точки зрения курса ру*ля и настроения аудитории.

— Сборами "Наша Раша. Яйца судьбы" довольны?
— Мне кажется, это хороший фильм. В финансовом плане сборы приближаются к 720 млн руб. (около $25 млн), которые являются абсолютным рекордом среди российских фильмов в 2010 году. У нас с ТНТ было одно желание: сделать такой фильм, который помимо того что соберет большое количество денег, стал бы фильмом с библиотечной стоимостью, то есть обладал бы всегда уровнем высокого интереса. Чтобы через год или семь лет этот фильм благодаря качеству юмора успешно продавался бы на телевидении. У "Наша Раша. Яйца судьбы" есть очень большие шансы в разрезе нескольких десятков лет все время быть в фаворитах, собирать хорошую телевизионную аудиторию.

— ТНТ уже приобрел права показа?
— Телеканал ТНТ является титульным спонсором этого фильма и безусловным обладателем прав на картину на несколько лет.

— Вы развиваете кабельный канал Камеди ТВ, он уже есть в пакете "НТВ-плюс". Насколько он интересен другим операторам?
— Каналу всего год, и есть очень большой интерес со стороны кабельных операторов, в том числе израильских, европейских и американских, где есть компактное проживание русскоязычного населения. В этом году у нас, безусловно, планируются новые сделки. Об этом расскажем дальше.

— А сделок самой Камеди Клаб Продакшн с финансовыми инвесторами не планируется?
— С финансовыми инвесторами вряд ли, потому что рынок после больших колебаний только-только возвращается на круги своя. Но могу вам сказать, что медийные структуры, то есть стратегические инвесторы испытывают колоссальный интерес к Камеди Клаб Продакшн. Это касается как наших российских, так и зарубежных компаний. Но, знаете, мне пока это не очень интересно, потому что сейчас не лучшие времена для таких сделок. В середине 2008 года одна из международных аудиторских фирм оценила Камеди Клаб Продакшн в $155 млн. Но лично я как основной владелец ни в коем случае не готов расставаться со своим детищем за сумму, рассчитанную по формуле. Здесь главной составляющей должна являться именно история с некоей премией за эксклюзивность. И эта премия может составлять в зависимости от рыночной ситуации от 1% до 200% всей оценки.

— Помимо Камеди Клаб Продакшн у вас есть еще какие-то бизнесы?
— Я являюсь совладельцем компании 7 Art, которая производит сериалы "Универ" и "Интерны". Участие в этой компании и проектах находится на таком уровне, чтобы не возникало пересечений интересов. Помимо этого я "действующий" армянин, то есть очень часто нахожусь в Армении. Там я являюсь владельцем телевизионного канала ATV, а также сети кофеен Jazzve, очень известной в Армении. Она, кстати, развивается и в России, в южных городах, и Москве, в которой уже открыто три заведения. Такие же кафе открыты и в Лос-Анджелесе. И у меня еще много других планов.

Источник: Коммерсантъ

Copyright © 2008-2013 Клуб любителей КВН "Скворечник". Мнение редакции может не совпадать с опубликованными материалами. При цитировании ссылка обязательна.

Наши контакты

Телефоны: (499) 973-49-90, (495) 684-28-75. E-mail: kvner@kvner.ru
Адрес: Москва, 2-ой Вышеславцев переулок, д.17, стр. 2 (заезд со стороны Новосущевского переулка, д.6, ДК МИИТа)