Сколько времени будет даваться каждой команде для выступления? В каких случаях вы даёте командам больше времени?
Андрей Чивурин: Традиционно - четыре с половиной минуты, время вполне достаточное, чтобы команда показала свой потенциал. В случае если команда действительно очень хорошо выступает, некоторое время уходит на смех, этой команде мы даём немножко больше времени. Однако прошли те времена, когда на сцене наблюдались ситуации полного юмористического вакуума, а мы вынуждены были сидеть и досматривать этот нелепый перебор. Сейчас мы себе такую роскошь не позволяем, поэтому есть волшебный будильник.
Леонид Купридо: Команды Высшей лиги, которые хотят показаться в первом туре, нами не останавливаются, потому что они это заслужили. Не всегда это обосновано, но тем не менее.
А.Ч.: Других исключений нет.
Будете ли вы в этом году останавливать команды после окончания времени?
А.Ч.: Да. Иначе, зачем объявлялся на сайте www.amik.ru конкурс «Дай имя секундомеру Чивурина»?
Л.К.: У этой медали ещё и вторая сторона есть. На минуту представьте, что команды выступают не 4.30, а семь минут. Умножьте на 500 команд и вы увидите, сколько уйдёт времени, чтобы всё посмотреть. Это будет физически тяжело, и не только редакторам. Хотя редакторам тяжело, в первую очередь.
На что вы бы посоветовали делать упор в выступлении молодой команде? От чего бы вы хотели их предостеречь?
А.Ч.: Всем молодым командам мы рекомендуем зайти на сайт www.amik.ru и посетить раздел «Что такое КВН?» Так называется книга о КВН. В этой книге есть глава «Как попасть в большой КВН?». Там всё написано. Если лаконично повторить то, прежде всего, мы рекомендуем командам отработать Сочи в режим, близком к приветствию. Каждая команда демонстрирует свои возможности на фестивале, и глупо было бы, если бы она показывала СТЭМ «Три поросёнка», так как судить о ней по этому СТЭМу невозможно. Это первое. Второе. Как правило, команды выбирают на Сочи самые смешные шутки и наработки, накопленные за годы игр в разных лигах, и когда они эти шутки собирают в одно сочинское выступление, часто получается кошмар. Шутки, взятые из разных игр, часто на одну тему, и очень негативную.
Л.К.: Поэтому мы всегда предлагаем препарировать свой сценарий.
А.Ч.: Мы рекомендуем командам препарировать свой сценарий, чтобы понять, о чём они шутят. Для этого командам мы даём следующий совет: берёте листок бумажки и слева пишете шутки (тезисно), а справа - тему, на которую эти шутки написаны. И когда вы потом прочитаете правую колонку, вы часто можете увидеть: секс, наркотики, наркотики, секс, убийство, секс, наркотики, любовь к КВН. Этого «праздничного набора» надо избежать на подходе к городу Сочи.
Л.К.: Абсолютно согласен и добавлю. Не все команды в первом туре выступают в первый день. Поэтому просьба-рекомендация - хотя бы один человек от команды должен или сидеть в зале или у экрана телевизора. Часто бывает, команда показывается в конце второго или третьего дня, а произносит шутку, которая была сказана пятью или десятью командами. Эта тема уже просто выжжена напалмом, а мы всё про это шутим. Пусть один разведчик отслеживает, какая тема пролоббирована настолько, что ничего нового в неё не скажете. Можно собственный сценарий подкорректировать.
А.Ч.: Ещё пожелание - как можно больше разнообразить темы и жанры. Показать всю палитру, на которую способна команда. И ещё одно важное пожелание - и для начинающих и для тех, кто едет туда не в первый раз - к Сочи нельзя относиться как к рядовому мероприятию, на которое ты пришёл, за сутки-двое склепал программу, показал и пошёл дальше. Сочи - это врата в большой КВН, к фестивалю надо относиться как к проекту, как к итогу твоего годового труда. И если ты представляешь команду новую, то ты должен себя показать, на других посмотреть, сделать это как можно более качественно и здорово. Если ты приезжаешь не в первый раз, и у тебя опять что-то не получается, то стоит уже перезагрузиться, по-другому себя подать, чтобы вступить в конкуренцию с молодыми командами, которые постоянно наступают на пятки старикам. Совет опытным командам - ребятушки, поезда с КВН толкаются в спину и идут со всех сторон. Если вы не улучшаетесь от фестиваля к фестивалю, то вас сметёт молодёжь. Так что меняйтесь, используйте тот опыт, который вы получили на предыдущих фестивалях.
А что посоветуете опытной команде, отыгравшей год в центральной или межрегиональной лиге? На что ей сделать упор - на написание нового материала или на правильную расстановку проверенных в течение года номеров?
А.Ч.: Этим командам, прежде всего, надо сделать упор на своих редакторов. Поскольку во всех центральных лигах работают редакторы, утверждённые Президентом МС КВН, мы их всех прекрасно знаем и доверяем. Они и должны помочь командам «сбить» программу выступления на сочинском фестивале. Но они обязаны постоянно находиться в напряжении от мысли, что каждое их последующее появление в Сочи должно быть качественнее предыдущего. Ведь если команда, отыграв в центральной лиге, претендует на участие в Премьер-лиге, то она должна понимать, что конкуренция на такую претензию будет очень серьёзная, поэтому программу надо готовить качественно. Не только писать новое, но и использовать материал, который наработан за год. Иначе, зачем играть? Лучшее за год должно украсить их сочинское выступление. Лучшее должно быть проверено, к нему добавлено актуальное. Даже во время Нового Года происходят любопытные события. И опытный квнщик всегда пошутит на новую тему.
Л.К.: В Сочи опытным командам я бы порекомендовал не услышать от редакторов, в частности, от нас, фраз: «Ребята, с вами ничего не происходит! Вы не меняетесь!» и ни дай бог: «Вы стали хуже с годом предыдущим». Мы помним не только прошлый фестиваль, но и позапрошлый и позапозапрошлый. И, конечно же, в Сочи вы ни у кого не можете выиграть, кроме как у себя. А что касается нового материала, то команды вставляют его неохотно, потому что он не проверен.
А.Ч.: А команды Высшей лиги показывают новый материал. Их творчество на глазах на протяжении целого года, вот они-то как раз вынуждены готовить всё новое. Их пример достоит подражания. И если команда, отыграв пару сезонов в центральной лиге, способна оценивать собственный необкатанный материал, то она имеет право на такой творческий риск.
Л.К.: И ещё такая фишка: команда Высшей лиги, рискнувшая в первом туре, может рискнуть и во втором. А команда центральной лиги, рискнувшая здесь же, может не попасть во второй. Поэтому на этом этапе ей лучше опираться на материал, который уже наработан.
Многие квнщики жалуются на малое время выступления - четыре минуты 30 секунд- мол, в таком формате они не могут полностью показать свой потенциал и жертвуют большими номерами ради быстрых миниатюр. Что вы думаете на этот счет?
А.Ч.: Мы продолжаем думать думу, которую думаем на протяжении уже многих лет. Это заблуждение всех начинающих команд. Поверьте, двух минут хватит, чтобы увидеть потенциал начинающей команды. По большому счёту, можно делать фестиваль с двухминутными выступлениями, а потом с командами, которые заинтересовали, вести разговор на предмет: «Что у вас ещё есть?» Но мы даём четыре с половиной минуты, чтобы поймать золотую середину между минимумом и максимумом. Ни о каких больших полотнах в рамках фестиваля вообще речи быть не может. Команд - много, эфирного времени - мало. Попадут далеко не все. Фестиваль не предполагает изначально предпочтительности каких-то больших форм. Фестиваль - молниеносная демонстрация своих возможностей. И поэтому, чем больше хороших, здоровых смехов вы вызовете за четыре с половиной минуты, тем лучше. Если даже команда нас заинтересовала, но не всеми своими четырьмя минутами 30 секундами, а двумя, но очень нужными для гала-концерта, поверьте, мы останемся с этой командой наедине и спросим: «А что у вас ещё есть?» И они покажут уже другие четыре с половиной минуты.
Л.К.: Я не припомню в нашей практике, чтобы мы за четыре с половиной минуты не разглядели какую-то жемчужину. В качестве аргумента приведу ещё такой довод: на ранних этапах (1/8, ¼) команды Высшей лиги играют пятиминутное приветствие. Поэтому 4.30 - оптимум.
А.Ч.: Мы рекомендуем командам делать упор на литературный КВН. Мы свято верим, что наступит момент, когда паровоз КВН начнёт поворачиваться в литературную сторону. Есть ощущение, и последний сезон это показывает, что это более выгодное направление, чем калейдоскоп случаев. Поверьте, много команда привезёт случаи в аптеке, но в итоге победит литературная шутка про аптеку.
Что в фестивальном выступлении команд очень не любят редакторы и чего не должно быть в выступлении вообще?
Л.К.: Наш мозг способен переварить всё, но, скорее всего, здесь в первую очередь реагирует зал и начинает «захлопывать». И нам приходится поворачиваться лицом к залу и говорить: «Господа, у ребят есть 4.30 и они их отработают!» Так вот, чтобы не «захлопывали» надо делать то, что сказал Андрей - препарировать сценарий. Если он будет с жёстким креном в насилие и пошлость, зал этого не простит. Так же запретить мы не можем, но мы не рекомендуем приезжать на фестиваль просто самоутвердиться. Заплатить взнос, назваться командой «Ниндзя из Урюпинска», выйти полтора человека на сцену и четыре минуты самоутверждаться. Самоутвердиться можно в другом месте. Хотя, эти ребята всегда были, есть и будут. Может быть, они тоже неотъемлемая часть этого фестиваля, поскольку сочинский фестиваль - квновская Мекка, где есть место для всех.
А.Ч.: Возможно, фестиваль был бы немножко скучнее без таких ребят. Но мы переживём любой коллектив. У нас даже спортивный интерес наблюдать за таким, назовём их весёлым квновским паноптикумом. Но мы не любим глупости. Бывает, космополитический рок не так глуп, ну, приехал человек, самоутвердился, украл у нас 4 с половиной минуты за свои деньги, ну и ладно. Мы не любим глупостей, когда команда приезжает в пятый раз, а на лбу написано: «Выводов нет». Вот эту глупость мы не любим. Мы не понимаем, когда команда не может посидеть в зале, посмотреть о чём шутят другие команды и избежать ошибок. Элементарной недальновидности мы не любим. А запреты - только те, которые существуют в большом КВН: не шутим на темы, связанные с войнами, особенно недавними, не шутим над физическими недостатками людей и т.д.
Некоторые команды сознательно готовят «номер на Галку». Ваши мысли?
А.Ч.: Недавно пересмотрел фильм «Покровские ворота». Там была гениальная фраза: «Догнать Савранского - это утопия». «Номер на Галку» - тоже утопия. Такой номер может себе позволить лишь одна команда - команда чемпионов (или финалистов). И то, в зависимости оттого, что они приволокут. Иногда по мотивам своего чемпионства или проигрыша они делают такие полотна. Внутрячок, как мы его называем. Мы им этого не советуем и предлагаем удивить чем-нибудь другим. Но удивляет нас на Галке другое. Хочется спросить: ребята, а на какой галке вы это видели? Наверное, потому, что мы такие номера не пускаем, они такие номера и не видят. Приезжает команда «Ниндзя из Урюпинска» в первый раз и начинает показывать кухню КВН. Конечно, в зале «Жемчужины» народ немножко посмеётся, потому что они покажут то, что видят каждый день в больших количествах, за исключением того, что мы к кому-то приходим «пить». Всё остальное, наверное, будет правдой. Но большому зрителю это будет неинтересно. Это наши внутренние проблемы.
Л.К.: Это всё равно, что придти на концерт бухгалтеров. Когда на сцену выйдет команда и скажет: «Вчера мы должны были перейти к пункту 15, а перешли к пункту 16...» И зал упадёт от смеха, а ты почувствуешь себя лишним на этом празднике жизни и юридического торжества мысли, потому что это тебя никак не коснётся. Должны быть какие-то общечеловеческие вещи.
Как относитесь к командам, которые выступают исключительно на тусовку? Могут ли они попасть в Галку?
Л.К.: Не может. Мы считаем это великой глупостью - веселить тусовку.
А.Ч.: На это есть ночной клуб.
Л.К.: Для нормальной команды - это бесперспективно. Это абсолютно никуда.
А.Ч.: Мы делаем исключения только для внеконкурсных выступлений, которое в прошлом году продемонстрировала сборная директоров. Это можно.
Л.К.: Они же без претензий. В сезон не заявляются.
А.Ч.: Единственное, по-моему, взнос они, кажется, не сдали.
Л.К.: Но это разберётся Наум Иосифович с Наумом Иосифовичем.
Продолжение следует...
А там будет: несколько мыслей реквизите, факторе зала и микрофонах, о порядке выступлений и судьбах молодых команд, о команде редакторов и интернет-ругани в КВН. Читайте прямо... завтра!
С КВН-профессионалами беседовали Юрий Ушков и Михаил Дьяченко